Расшифровка распечатки тахографа
С июля 2016 года на территории России запрещено использовать аналоговые тахографы, а также отечественные тахографы без блока НКМ (СКЗИ). Транспортные средства теперь оснащают цифровыми тахографами, которые записывают детализированную информацию о том, что происходит с машиной на дороге.
Технические данные, накопленные цифровым тахографом за время работы, можно вывести на печать. Распечатка эта, как хроника, в подробностях отражает всю «жизнь» тахографа и во многом – транспортного средства. Технические данные позволяют оценить работу специалистов, обслуживающих автомобиль, аккуратность вождения и законопослушность водителя. Это помогает владельцу автопарка снизить издержки и вероятность ДТП с участием своих транспортных средств (ТС). Но читать полученную информацию нужно уметь: ключевые понятия для краткости передают не текстом, а пиктограммами.
Чтобы детально разобраться в прочтенном, помимо знания пиктограмм, желательно представлять отличия между разными типами распечаток тахографа.
Помимо технических сведений цифровой тахограф выдает и другие данные с водительской карты и бортового устройства:
- о действиях водителя за сутки,
- о событиях и неисправностях,
- о превышениях скоростного режима.
Как прочитать распечатку с цифрового тахографа
Визуально распечатка с цифрового тахографа напоминает кассовый чек. Информация здесь похожим образом структурирована и отформатирована. Блоки данных следуют один за другим сверху-вниз и обычно разделены пунктирными линиями. Однако в заголовках блоков и в начале некоторых строк вместо текста – пиктограммы.
В самом верху распечатки традиционно выводится логотип компании-производителя тахографа.
- Первый значимый показатель под логотипом – дата и время создания распечатки, а также формат времени, который указывается в скобках. Обратите внимание на пиктограмму в виде перевернутого треугольника. Она часто используется в комбинации с другими знаками и обозначает распечатку или само печатающее устройство – в зависимости от контекста.
- Ниже следует тип распечатки. В нашем случае это «Распечатка технических данных». Она обозначается комбинированной пиктограммой: «молоток» (мастерская или технический контроль) + «циферблат» (время) + «треугольник» (знак распечатки).
- Пиктограмма «руль» – круг с точкой внутри – обозначает данные о водителе. В этом блоке указываются имя водителя, а также номер и срок действия вставленной в тахограф водительской карты. «Руль» + «карта» (черный вертикальный прямоугольник с белым прямоугольником внутри) – это и есть «карта водителя».
- Пиктограмма в виде буквы «Д» – данные о транспортном средстве. В верхней строке этого блока – идентификационный номер (Vehicle Identification Number), ниже – регистрационный номер ТС (Vehicle Registration Number).
- Поделенный надвое вертикальный прямоугольник – знак «Производитель тахографа». Помимо бренда и адреса производства в блоке указаны модель и дата выпуска тахографа, а также версия используемого устройством программного обеспечения.
- Значок, похожий на русскую «Л» означает «датчик движения». В блоке приводятся серийный номер и дата первой установки датчика
- Уже знакомый «Т-молоток» в названии следующего блока – «Данные о мастерской, ведущей работы с ТС». Здесь указаны название и адрес мастерской, номер и срок действия карты мастерской («молоток + «карта»), дата первой калибровки тахографа, обновленные параметры транспортного средства после проведения работ:
- идентификационный номер (со знаком «Д» впереди),
- регистрационный номер,
- калибровочные коэффициенты W, K, L,
- длина окружности покрышек на ведущих колёсах ТС,
- диаметр колеса,
- установленное в мастерской ограничение скорости,
- пробег – показатели одометра до и после обслуживания ТС в мастерской.
- Блок «Время» показывает, как было скорректировано время на тахографе при его калибровке в мастерской.
- Пиктограмма «!» (событие) + «Х» (неисправность) + «Д» обозначает данные о неисправностях в работе тахографа. Каждая запись в этом блоке указывает на тип (событие или неисправность), дату и время происшествия.
В распечатках другого типа помимо описанных выше пиктограмм используют еще множество. Но все они быстро запоминаются, а общий принцип формирования отчетов по группам параметров совпадает. Разобравшись с распечатки одного типа, вы быстро научитесь читать и другие. Доступ к данным тахографа позволит вам контролировать добросовестность специалистов, которые эксплуатируют и обслуживают транспортное средство.